МКОУ "Башлыкентская СОШ им. Ш.Г. Шахбанова"
Башлыкент
  • Почетные звания и награды

    Награды и поощрения педагогических работников

    Признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов выражаются в виде поощрения. В профессиональной деятельности поощрение – это один из важнейших элементов дисциплины труда, оно играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду.

    Трудовое законодательство (ст. 191 ТК РФ) устанавливает следующие виды поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:

    – объявление благодарности;
    – выдача премии;
    – награждение почетной грамотой;
    – представление к званию лучшего по профессии.


    Разделяя меры поощрения на материальные и моральные, Трудовой кодекс не исключает одновременного применения к работнику нескольких мер поощрения.
    Данный перечень мер поощрения работодателем лучших работников не является исчерпывающим. Так, ч. 2 ст. 191 ТК РФ определяет, что за особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

    В РФ система поощрения педагогических работников представлена двумя типами: отраслевые награды Министерства образования России и государственные награды в сфере образования. В свою очередь каждый тип поощрения может быть представлен в виде премии (которые могут быть выражены как в денежном эквиваленте, так и ценным подарком) либо награды. К последним указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.1994 № 442 (ред. 21.12.2000) относит почетные звания и ордена, медали, знаки отличия РФ.

    В настоящее время поощрение работников отраслевыми наградами регулируется приказом Министерства образования России от 13.01.1999 № 44, утвердившим Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования РФ («Вестник образования», 1999, № 6).
    Отраслевые награды как форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:

    – медаль К.Д.Ушинского;
    – нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
    – нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
    – нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
    – нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;
    – нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
    – Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ;
    – Благодарность Министерства общего и профессионального образования РФ.

    Из указанных видов наград особые требования к стажу работы и квалификации работника предъявляются в случае награждения учителей:

    – нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» (не менее 12 лет стажа работы в образовательных учреждениях и высшая либо первая квалификационная категория);
    – Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (не менее 5 лет стажа работы в системе учреждений Минобразования России);
    – нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» (не менее 12 лет работы в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, специальных – коррекционных – учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждениях дополнительного образования детей).

    Помимо отраслевых наград в системе поощрения учителей предусмотрены государственные награды и премии РФ в сфере образования. Эта высшая форма поощрения граждан предусмотрена для морального и материального стимулирования труда работников за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, просвещении и иные заслуги перед государством

    Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. 23.12.2001) «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302) установлены почетные звания «Заслуженный учитель РФ» и «Народный учитель РФ».

    Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям и воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.

    Письмо Минобразования России от 14.04.1999 № 93 ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования» («Вестник образования», 1999, № 7) уточняет порядок присвоения данного почетного звания требованием наличия у претендента на награду помимо педагогического стажа еще и высшей квалификационной категории по оплате труда.

    Порядок присвоения почетного звания «Народный учитель РФ» определяется указом Президента РФ от 02.03.2000 № 463 «О внесении дополнения в указ Президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ» («Собрание законодательства РФ» от 06.03.2000, № 10, ст. 1116). Почетное звание «Народный учитель РФ» присваивается не ранее, чем через пять лет после присвоения почетного звания «Заслуженный учитель РФ», работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. И хотя документ не уточняет других требований к претендентам, из процедуры представления к наградам следует, что работник, выдвинутый к награждению данным почетным званием, должен иметь педагогический стаж не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.

    Системой государственного поощрения работников в сфере образования предусмотрены премии Президента РФ и премии Правительства РФ.
    Премии Президента РФ в области образования регулируются указом Президента РФ от 18.03.1996 № 388 «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302).
    Премию Президента присуждают не только за внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание эффективных технологий обучения, но и за участие в конкурсе «Учитель года России». Согласно указу Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 1144 «О премиях работникам образования – лауреатам конкурса "Учитель года России” и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам» (ред. 2001 г.) («Собрание законодательства РФ», 1994, № 7, ст. 686; 08.10.2001, № 41, ст. 3937), 15 лауреатов конкурса получают премии Президента РФ.
    Премии Правительства РФ в области образования регулируются постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1221 (ред. от 07.05.2001) «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 18.12.1995, № 51, ст. 5068).
    В процедуре поощрения за труд следует отметить еще один важный момент. Все поощрения за труд, применяемые по отношению к учителю, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) директора (за какие конкретные успехи в труде поощряется работник) с указанием конкретного вида поощрения. Приказ доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

    Наградные листы педагогов МКОУ "Башлыкентская СОШ им. Ш.Г. Шахбанова"

    Сведения о педагогах, имеющих награды

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie